Размер шрифта:
Цвет сайта:
3 ноября 2024 года исполнилось 130 лет со дня рождения всемирно известного российского ученого Николая Владимировича Попова – профессора, педагога, одного из ведущих организаторов судебной медицины в нашей стране, основателя и первого директора Научно-исследовательского института Судебной медицины Минздрава СССР, правопреемником которого является ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертиза» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Родился Николай Владимирович в г. Либавы в семье священника. В 1917 г. он окончил Московский государственный университет и был «удостоен степени лекаря».
С мая по октябрь 1917 г. Н.В. Попов служит в Царской Армии, затем около двух лет работает прозектором под руководством профессора П.А. Минакова на кафедре судебной медицины II Московского медицинского института.
С 1919 по октябрь 1922 г. на действительной военной службе в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии Николай Владимирович работает в эвакогоспитале, санитарной части, в должности старшего врача 4 офицерского полка, главного врача санатория и уездного судебного врача в Таганроге, потом в Славянске. В октябре 1921 г. Н.В. Попова привлекают к преподавательской деятельности на кафедре судебной медицины Крымского университета (г. Симферополь). При этом он продолжает заниматься организацией санаторно-курортного дела Славяновского курорта в должности помощника заведующего медико-санитарным отделом. За это время он неоднократно тяжело болеет – малярией, паратифом, брюшным и возвратным тифом.
В 1922 г. Николай Владимирович возвращается в Москву на кафедру судебной медицины, которой руководит профессор П.А. Минаков, параллельно с судебно-медицинской деятельностью работает врачом в Убежище для ослепленных воинов в Москве, врачом-ординатором, а потом и заведующим «Детской санатории в Вешняках», членом Коллегии по осмотру дефективных несовершеннолетних, инструктором научно-практического Совета при Отделе социального обеспечения. Также занимает должности районного, а затем городского судебно-медицинского эксперта Москвы и ассистента НИИ Экспериментальной биологии.
В 1923 г. Н.В. Попову поручают создание центральной Судебно-медицинской Лаборатории. Он активно изучает судебную фотографию, правила применения криминалистических средств и методов, большое внимание уделяет судебной токсикологии, изучению воздействия ядов на кровь. За эти годы стали очевидными широкая эрудиция и необыкновенная работоспособность, талант ученого и выдающиеся организаторские способности Н.В. Попова.
В 1925 г. Николай Владимирович был временно командирован в Смоленск во вновь открытый Смоленский университет для создания кафедры судебной медицины, подбора кадров и организации учебного процесса. В 1927 г. его утверждают в ученом звании профессора, и он вместе с семьей переезжает на постоянную работу в Смоленск. Одновременно с заведыванием кафедрой судебной медицины, Н.В. Попову поручается заведывание кафедрой биологической химии (до 1931 г.), где он ведет занятия по курсу коллоидной и физической химии – новых обязательных дисциплин на медицинских факультетах, пишет пособие для студентов. Так же, как и в Москве, Николай Владимирович сочетает научно-педагогическую работу с организацией судебно-медицинской экспертизы, занимая должность городского, а затем областного судебно-медицинского эксперта. Помимо преподавания в Смоленском университете, ему приходится постоянно выезжать в Москву для чтения лекций по судебной медицине, токсикологии, криминалистике на Высших Юридических курсах.
В 1926 г. он публикует свою работу «Реакция изоагглютинации», которая явилась одной из первых русских монографий о группах крови. 1925-1927 гг. им публикуется монография «Токсикология фтора» и статья «О фторпроизводных метгемоглобина и их применение в клинической и судебной медицине». В 1930 г. выходит новая работа Н.В. Попова – «Индивидуальные исследования кровяных пятен при помощи изоагглютинации», посвященная истории развития учения об определении группы крови в пятнах. Описанный им собственный метод «последовательной абсорбции-элюции, вошел во многие руководства под названием: «Метод Попова». Уже в те годы Николай Владимирович предсказывал, что применение реакции агглютинации может иметь огромное значение в клинической практике: при пересадке кожи, переливании крови.
Когда в 1931 г. в оперативно-розыскном отделе уголовного розыска Управления Рабоче-Крестьянской Милиции Западной области (так ранее называлась Смоленская область) было организовано научно-техническое отделение, его начальником назначают профессора Н.В. Попова.
Развитию криминалистической службы в те годы уделялось большое внимание. Необходимо было повысить раскрываемость преступлений в условиях почти полного отсутствия (разграбление и уничтожение) картотек, дефицита квалифицированных кадров и технических средств, нехватки финансирования. Назрела необходимость в единообразной технической системе регистрации преступников (фотографирование и дактилоскопирование), совершенствовании качества проводимых осмотров мест происшествий и производства экспертиз. Так Николай Владимирович Попов, работавший в те годы в Смоленске, прекрасно осведомленный в пограничных с основной специальностью областях знаний, талантливый организатор, умеющий видеть связь традиционных криминалистических средств и методов раскрытия преступлений с техническими и медицинскими подходами, обосновал необходимость комплексного подхода к первичному осмотру мест происшествий, где осуществлялся поиск и фиксация следов преступника, и дальнейшему исследованию вещественных доказательств. Н.В. Попов был наделен огромными полномочиями, вплоть до проведения дознания, ареста подозреваемых лиц, проведения выемок и обысков. За годы его руководства научно техническое отделение стало центром как криминалистической экспертизы в Западной области, так и внедрения научных средств и методов в борьбе с преступностью. Своей деятельностью профессор Н.В. Попов внес неоценимый вклад в становление экспертной службы Смоленска.
В феврале 1932 г., перед отъездом из Смоленска, Н.В. Попов опубликовал монографию «Спектральные исследования крови», которая позволила разрешать вопросы спектров гемоглобина и его производных, которые имели большое значение при решении вопроса о принадлежности наслоения на предмете к крови, а также для токсикологов – при изучении кровяных ядов.
Николай Владимирович возвращается в Москву в 1932 г. постановлением Коллегии Народного Комиссариата Здравоохранения. Он избран по конкурсу заведующим объединенными кафедрами судебной медицины I и II Московских медицинских институтов. В этот период начинается формирование новой отечественной системы судебно-медицинской экспертизы, в которой судебный врач становится активным и инициативным участником уголовного процесса. Научные исследования, проводившиеся на кафедре II Московского медицинского института под руководством Н.В. Попова, были посвящены в основном исследованию вещественных доказательств биологического происхождения, некоторым вопросам изосерологии, танатологии и криминалистики, разработке и внедрению в экспертную практику новых методов исследования – серологических, токсико-физиологических, гистохимических, спектрального анализа (эмиссионной спектрографии) и др.
Потребности развивающейся судебно-медицинской экспертной службы обосновали необходимость создания крупного научно-методического центра, способного организовать и координировать работу всех судебно-медицинских учреждений страны и самостоятельно решать наиболее перспективные научно-исследовательские проблемы. Таким центром стал Научно-исследовательский институт Судебной медицины (НИИ Судебной медицины), организованный в соответствии с приказом Народного Комиссариата Здравоохранения РСФСР от 7 марта 1931 г. № 137 путем слияния Центральной судебно-медицинской лаборатории и кафедр судебной медицины I и II Московских медицинских институтов. С 27 августа 1932 г. его директором был назначен заведующий кафедрой судебной медицины, профессор Н.В. Попов, руководивший учреждением до 1939 г.
За два года был подобран и подготовлен кадровый состав. В задачи сотрудников НИИ Судебной медицины входила научно-исследовательская работа в области судебной медицины и судебной химии, производство сывороток, проведение особо сложных повторных экспертиз и повышение квалификации судебно-медицинских кадров. Указанные задачи определили организационно-штатную структуру учреждения, первоначально в его составе были организованы научно-экспертные подразделения, занимавшиеся исследованием вещественных доказательств и судебно-химическими экспертизами, а также производством сывороток. В марте 1933 г. в НИИ Судебной медицины образован Научный совет, выполнявший, в том числе функции по осуществлению контроля за выполнением научных работ, подготовке рекомендаций по научно-исследовательской работе в области судебной медицины и судебной химии, разработке учебных планов и программ по судебной медицине и судебной химии в вузах. Подготовка судебно-медицинских кадров в ординатуре и научных кадров в аспирантуре осуществлялась на базе отделов и отделений научного сектора.
С 1934 г. в НИИ Судебной медицины созданы отдел освидетельствования живых лиц, токсикологическое отделение и реферативное бюро. Позже были организованы: танатологический отдел с гистологической лабораторией, отдел судебно-медицинского исследования вещественных доказательств, сывороточный отдел, физико-технический отдел со спектральной лабораторией, организационно-методический отдел и научная библиотека В 1933-1934 гг. сотрудниками проводится изучение типовых факторов крови. По предложенному ими методу разработан способ получения и производство анти-M и анти-N сывороток, впервые в СССР получена иммунная анти-О сыворотка, внедрено их использование при экспертизе принадлежности крови определенному лицу и в судебно-медицинских экспертизах по делам о спорном отцовстве. В 1935 г. по инициативе профессора Н.В. Попова начаты исследования по применению эмиссионной спектроскопии для судебно-медицинских целей в самостоятельной спектрографической лаборатории. Он воплотил свою мечту, возникшую еще в смоленский период жизни – организовал спектрографическую лабораторию, что положило начало физико-технической направленности экспертных исследований вещественных доказательств.
С 1933 г. Николай Владимирович стал руководить сывороточным отделением Института гематологии и переливания крови. Изучение реакции преципитации и методов получения преципитирующих иммунных сывороток имели большое значение и для судебной медицины, и для службы переливания крови. Своими наблюдениями Н.В. Попов показал, что подгруппы А1 и А2 и факторы М и Р не играют решающей роли при переливании крови. Большое практическое значение в те годы имели его исследования, касающиеся применения крови универсального донора для организации массового переливания крови. В 1935 г. Н.В. Попову была присуждена ученая степень доктора медицинских наук. Его докторская диссертация «Индивидуальные исследования кровяных пятен при помощи изоагглютинации» была удостоена премии Ученого медицинского совета Народного Комиссариата Здравоохранения РСФСР.
С 1933 по 1939 гг. профессор Н.В. Попов заведовал курсом судебной медицины Центрального института усовершенствования врачей, преподавал криминалистические дисциплины в Центральной Высшей Школе Рабоче-Крестьянской Милиции.
Н.В. Попов опубликовал свыше 50 научных трудов, среди которых главное место занимают его исследования в области судебно-медицинской гематологии, токсикологии, проблемы процессуального порядка и, в частности, вопросы квалификации телесных повреждений. Под редакцией и при авторском участии Николая Владимировича в 1938 г. был издан капитальный труд 14 авторов «Основы судебной медицины», выдержавшее несколько переизданий. Популярность, которую приобрело это руководство, объясняется, вероятно, тем, что было составлено с учетом не только запросов высшей советской медицинской школы, но и врачей, содержало стройную научную систему излагаемого материала. Это был первый учебник, в котором судебный врач мог найти любые сведения из судебной медицины и пограничных областей. В том же году Н.В. Попов издаёт учебник судебной медицины для юридических институтов «Судебная медицина для юристов», выдержавший два издания. Им опубликованы работы по процессуальным вопросам, связанным с экспертизой: «Замечания к проекту уголовно-процессуального кодекса», «О научных методах раскрытия преступлений», «Замечания к новому проекту правил судебно-медицинского вскрытия», «Классификация несмертельных телесных повреждений».
В 1940 г. по поручению Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР Н.В. Попов написал учебник судебной медицины для студентов медицинских институтов, выдержавший два издания при жизни автора. Большое внимание, которое уделяла медицинская общественность этим учебникам, было обусловлено новизной материала, оригинальностью его распределения, легкостью и простотой изложения, тесной связью теории с практикой. Николай Владимирович принимал участие в создании Большой Медицинской Энциклопедии в качестве автора ряда статей по судебной медицине. Учебники профессора пережили несколько изданий, переведены на иностранные языки.
В 1937 г. была введена должность Главного судебно-медицинского эксперта Народного комиссариата здравоохранения СССР для координации и руководства всеми судебно-медицинскими учреждениями страны, на которую назначен профессор Н.В. Попов. НИИ Судебной медицины с этого времени по существу стал выполнять функции высшей судебно-медицинской инстанции в СССР. Занимая должность Главного судебно-медицинского эксперта СССР, профессор Н.В. Попов лично участвовал в подготовке и разработке ряда специальных постановлений Совета Народных Комиссаров, направленных на укрепление судебно-медицинской экспертизы. 4 июля 1939 г. вышло Постановление Совета Народных Комиссаров «О мерах укрепления и развития судебно-медицинской экспертизы», имевшее значение для дальнейшего развития судебно-медицинской экспертизы. Главному эксперту удавалось успешно совмещать активную научную деятельность с разнообразной организационно-методической работой, в том числе в подготовке и проведении всех всесоюзных съездов и конференций судебных медиков, состоявшихся в период 1933-1939 гг. Каждая новая научная проблема или новый организационный вопрос в области судебной медицины не проходил без его участия и советов.
В первые дни Великой Отечественной войны Николай Владимирович был травмирован в ДТП, что не позволило ему уйти на фронт вместе с коллективом Московских медицинских институтов. В октябре 1941 г. II Московский медицинский институт был эвакуирован в г. Омск, кафедра судебной медицины разместилась на базе одноименной кафедры Омского медицинского института, где и функционировала вплоть до 1943 г. Профессор Н.В. Попов в Омске продолжает вести преподавательскую и научную деятельность, налаживает выпуск преципитирующих сывороток, одновременно исполняя должности городского судебно-медицинского эксперта и заместителя областного эксперта, работает над статьями, учебниками, монографией по судебной гематологии. Клиническая практика во время Великой Отечественной войны полностью подтвердила данные его научных работ, связанные с переливанием крови, что спасло немало жизней раненых бойцов.
По возвращении в Москву в 1943 г. Н.В. Попов возобновил педагогическую и научную деятельность на кафедре судебной медицины II Московского медицинского института и в лаборатории Института переливания крови. В центре его научного внимания – изучение резус-фактора. С 1945 г. он стал заместителем директора по научной части II Московского медицинского института.
Руководящую должность Николай Владимирович вновь совмещает с практической экспертной деятельностью – ведет большую работу по проведению экспертиз для Московской области и ряда других областей и республик. Неоценимое значение имели его консультации для экспертов и практика проведения повторных экспертиз в неочевидных случаях. Он участвует в судебных процессах по рассмотрению сложных уголовных дел, пишет статьи, редактирует многочисленные издания, сборники трудов. Увеличение объема педагогической деятельности кафедры в сочетании с развитием и изменениями системы подготовки научно-педагогических и экспертных кадров создали возможность значительно расширить и усовершенствовать учебную работу. Помимо основных положений собственно судебной медицины как науки, ее взаимосвязи с экспертной практикой и другими отраслями медицинских знаний, им освещались вопросы медицинской деонтологии и этики советского врача, правовые аспекты врачебной деятельности, разработана система организации практических занятий, ориентирующая студента на активную самостоятельную, по сути учебно-исследовательскую работу.
Наряду с педагогической деятельностью много времени уделялось методической работе, направленной на совершенствование системы преподавания судебной медицины в вузах страны. Профессора Н.В. Попов и В.М. Смольянинов являлись авторами типовых программ и учебных планов, учебников по судебной медицине для высших медицинских и юридических учебных заведений, по которым училось не одно поколение будущих врачей и юристов.
Под руководством Н.В. Попова были защищены 2 докторские и 17 кандидатских диссертаций по проблемам танатологии, гематологии, серологии, электротравмы.
По поручению Министерства здравоохранения СССР и органов Юстиции профессор Н.В. Попов неоднократно приглашался для дачи заключений по сложным и трудным следственным делам. Его экспертизы всегда отличались тщательностью анализа и глубокой научной обоснованностью.
Профессор Н.В. Попов – учитель, воспитавший тысячи студентов, многие из которых, став врачами, связали свою профессиональную деятельность с судебной медициной; он – руководитель молодых научных работников – аспирантов, диссертантов из числа своих непосредственных сотрудников и большого числа других, приезжавших к нему с разных концов Советского Союза. Профессор Н.В. Попов – блестящий научный работник, оставивший после себя большое количество ценных трудов. Его научные работы посвящены разнообразным судебно-медицинским вопросам и служат ярким свидетельством многогранной эрудиции ученого судебного медика и практического судебно-медицинского эксперта.
Николай Владимирович – человек большой культуры, сочетавший с разносторонней и напряженной профессиональной деятельностью любовь к музыке и литературе. Им написаны концерты для скрипки, фортепиано, виолончели, дуэты и романсы. Зачастую он устраивал для студентов лекции о музыке, на студенческих вечерах исполнялись его музыкальные произведения. Профессор Н.В. Попов владел многими европейскими языками, он переводил и издавал работы ученых других стран. Николай Владимирович обладал исключительной памятью, являясь «ходячей энциклопедией».
Н.В. Попова не стало 1 мая 1949 года, он похоронен на Новодевичьем кладбище. «Ушел из жизни еще полный творческих сил, здоровый физически, сильный и бодрый духом человек, полный нереализованных замыслов, готовый еще долго и плодотворно трудиться на благо Советской Родины, которую он горячо и искренне любил», – так писал А.И. Законов.
Вспоминая сегодня о Николае Владимировиче Попове, мы отдаем дань глубокого уважения этому замечательному человеку и легендарному судебному медику.
Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России благодарит Лунину Надежду Федоровну, эксперта экспертно-криминалистического отдела УМВД России по Смоленской области, подполковника милиции в отставке за предоставленные материалы из личного архива семьи Н.В. Попова.